История возникновения Escherichia coli
Escherichia
Родовое название «Escherichia» присвоено микроорганизму в 1919 году в честь его первооткрывателя, австрийского педиатра Теодора Эшериха (Theodor Escherich; 1857-1911).
Теодор Эшерих родился в 1857 году в небольшом, но богатом городке Ансбах (Королевство Бавария), славившимся когда-то на всю Европу продукцией своей фарфоровой мануфактуры. Когда юному Тео было всего пять лет, его мать умерла, поэтому воспитанием сына занимались отец Фердинанд Эшерих (окружной санитарный врач) и дед Карл Штромер фон Рейхенбах (полковник Баварской армии) — неудивительно, что ребёнок после этого захотел стать военным медиком.
Пройдя военную службу, получив блестящее образование и проработав полтора года в военном госпитале, 25-летний Теодор Эшерих решил сменить пышный мундир на штатский костюм и устроился ассистентом к профессору Карлу Герхардту — заведующему кафедры внутренних болезней Вюрцбургского университета и составителю знаменитого руководства по педиатрии («Handbuch der Kinderkrankheiten»). У профессора Герхардта получилось не только заинтересовать своего молодого подопечного детскими болезнями, но и пристрастить к бактериологическим исследованиям. Под его руководством Теодор Эшерих опубликовал несколько статей, защитил докторскую диссертацию и успешно расследовал вспышку холеры в Неаполе; однако через два года, исчерпав для себя все возможности, предоставляемые Вюрцбургским университетом, он решил самостоятельно продолжить своё обучение в Европе (в том числе в Париже у знаменитого невропатолога Жан-Мартена Шарко). В 1884 году, освоив передовые бактериологические и бактериоскопические методы исследования в лаборатории Роберта Коха в Берлине, доктор Эшерих занялся изучением кала у новорожденных, доказав, что меконий стерилен, а кишечная колонизация происходит у детей в течение суток после рождения через окружающую среду (а не только лишь через грудное молоко или вдыхаемый воздух, как считалось ранее); кроме того, ему удалось выделить 19 различных видов бактерий из состава микробиоты кишечника (включая будущий Campylobacter jejuni), но в виду отсутствия адекватной номенклатуры Эшерих ограничился лишь их словесным описанием и указанием ферментативных свойств. Среди впервые открытых им нозологий была и знаменитая кишечная палочка — тонкая палочковидная бактерия, которую учёный назвал Bacterium coli commune.
Следующий важный период в жизни Теодора Эшериха связан с Мюнхеном, где с 1886 года он работал врачом в Детской больнице Хаунера, проводил исследования в Детской поликлинике при Больнице Рейзингера и читал лекции по педиатрии в Университете Людвига-Максимилиана, легко совмещая в себе три ипостаси: учёного, преподавателя и практика. Благодаря систематическому изучению химико-биологического состава грудного и коровьего молока, изучению физиологии пищеварения он смог доказать преимущество и незаменимую ценность грудного вскармливания перед искусственным, а также разработал целую систему диетических формул для питания младенцев разного возраста и веса (которая, однако, не нашла широкого применения из-за своей математической сложности). Также в Мюнхене доктор Эшерих издал свою первую монографию, посвящённую кишечным бактериям в педиатрии, благодаря чему, по выражению коллег, открыл новую «бактериальную эру» в истории изучения заболеваний желудочно-кишечного тракта и расстройств пищеварения.
В 33 года Теодор Эшерих получил звание профессора и по приглашению австрийских властей стал директором Детской больницы Святой Анны в Граце. В этой славной, но скромной столице Штирии, где с вершины замка Шлоссберг открывается потрясающий вид на красное море из черепичных крыш старого города, прошли лучшие годы его жизни. В 1892-ом он женился на дочери известного австрийского физика Леопольда Пфаундлера — Маргарет, которая родила ему двоих детей: сына Леопольда (названного в честь деда) и дочь Шарлотту. Окрылённый семейным счастьем, Эшерих с энтузиазмом взялся за работу, проявив незаурядные администраторские способности: больница под его руководством была отремонтирована и модернизирована; были организованы инфекционные изоляторы для заразных больных; построены инкубаторные комнаты для недоношенных детей, современные лаборатории, лекционный зал и небольшая библиотека; количество стационарных и амбулаторных пациентов выросло в три раза, а уровень детской смертности наоборот снизился с 80% до 40%. Доктор Эшерих вводил в рутинную практику передовые научные достижения того времени: рентгенографию, светолечение Нильса Финзена, улучшенный метод стерилизации молока Франца фон Сокслета, противодифтерийную сыворотку Эмиля фон Беринга, асептику Игнаца Земмельвейса (которая только входила в обиход после 30 лет несправедливого забвения). Для будущих матерей и кормилиц он организовал при больнице обучающие курсы по уходу за ребёнком. Кроме того, в копилку его научных достижений того времени добавились исследование тетани́и (хоботковый рефлекс Эшериха), монография по сывороточной терапии дифтерии и крупа, а также открытие патогенных свойств у E.coli — Эшерих обнаружил взаимосвязь бактерии с острыми кишечными инфекциями у младенцев, а также описал заболевание «колицистит», как инфекцию мочевыводящих путей у девочек, вызванную попаданием бактерии E.coli в уретру.
В 1901 году выдающиеся успехи Теодора Эшериха в руководстве педиатрическим отделением в Граце привели к тому, что его единогласно избрали на должность заведующего кафедрой педиатрии Венского университета и директора детской больницы Святой Анны в Вене. Профессор с семьёй прибыл в столицу Австрийской империи весной 1902-ого в самый разгар пасхальных ярмарок. Вена в то время считалась главным европейским центром науки и искусств: в Придворной опере дирижировал знаменитый Густав Малер, на троне Венского сецессиона восседал Густав Климт, а в психиатрии правил бал Зигмунд Фрейд. Глубоко вдохнув свежий венский воздух, пропитанный ароматом цветущих магнолий, Теодор Эшерих взялся за новое дело с прежней энергией и упорством: он перестроил больницу и университетскую поликлинику, закупил передовое оборудование, открыл несколько дополнительных отделений, организовал консультативный центр для акушерских клиник Австро-Венгрии (сломав невидимую границу, существовавшую между педиатрами двух Империй). Учитывая полезный опыт Граца и вникая во все инженерные детали ремонтных работ, он превратил госпиталь Святой Анны в одну из лучших больниц мира с системой вентиляции, очистки и увлажнения воздуха, газовым отоплением в каждой палате, а также отдельными биологической и химической лабораториями и молочной кухней. В 1904 году из-за недостатка в государственном финансировании доктор Эшерих основал «Ассоциацию по охране здоровья детей» (Säuglingsschutz), куда стали поступать средства от богатых меценатов и простых венских женщин; на эти деньги были открыты школа для обучения медсестёр и акушерок по уходу за новорожденными и больными туберкулёзом, «Школа будущих мам», налажено производство специальных детских смесей для кормления подкидышей, построены несколько детских садов и приютов. Эшерих был активным пропагандистом грудного вскармливания, считая его самым надёжным средством борьбы с чрезмерной детской смертностью, и всегда сетовал, что современные женщины бросают кормить младенцев в угоду собственному комфорту и профессиональной карьере. Также он считал важным обучать младший медицинский персонал гигиене и правильному уходу за детьми т.к. именно медсёстры и акушерки в наибольшей степени взаимодействовали с беременными женщинами и могли свободно передавать им свои знания.
На протяжении десятилетия, проведённого в Вене, Теодор Эшерих непрестанно трудился, совмещая несколько должностей, являясь королевским врачом-консультантом, посещая мировые конгрессы, публикуя статьи и доклады о скарлатине, туберкулёзе, дизентерии и аллергии. Он был не только искусным клиницистом (которого обожали дети) и чутким начальником (которого любили подчинённые), но и блестящим учителем, воспитавшим целую плеяду известных учёных, таких как Клеменс фон Пирке, Бела Шик и Эрнст Моро. Однако самые оглушительные успехи и высокие звания ничего не значили для Теодора Эшериха. Трагедия его жизни заключалась в том, что он — профессор и доктор наук, светило европейской педиатрии, столько времени и сил потративший на борьбу с детской смертностью — не смог уберечь собственного сына от аппендицита; 10-летний Леопольд скончался у него на руках в больничной палате госпиталя Святой Анны. Ещё со времён работы в Вюрцбурге Эшерих ненавидел те моменты, когда ему приходилось вскрывать трупы детей для исследования кишечной микробиоты, и вот теперь на секционном столе перед ним лежал собственный ребёнок. В тот момент что-то в нём надломилось: он закрылся в себе, ушёл с головой в работу, его здоровье стало заметно ухудшаться. 15 февраля 1911 года после серии церебральных ударов Теодор Эшерих скончался от обширного кровоизлияния в мозг.
В качестве финального штриха к портрету великого педиатра и бактериолога Теодора Эшериха хотелось бы вспомнить о его связи с Россией. В 1894 году «Московское общество детских врачей», основанное профессором Филатовым, избрало Эшериха своим почётным членом, а в начале 1900-ых, когда австрийский врач совершал турне по странам Восточной Европы и лечил детей царствующих особ (турецкого султана, князя Болгарии, князя Черногории и др.), то он заезжал и в Российскую империю. В Санкт-Петербурге Теодор Эшерих посетил старейшую «Николаевскую детскую больницу», которая была основана на три года раньше Венской детской больницы Святой Анны, а также провёл во дворце осмотр сына Николая II — Алексея — подтвердив неутешительный диагноз «гемофилия».
Coli
Видовое название «coli» образовано от латинского слова colon («толстый кишечник»). В свою очередь colon образовано от греческого слова κῶλον, которое обозначало «часть чего-либо». В значении «часть кишечника» слово colon стало использоваться ещё с конца XIV века по неизвестным причинам.
Источник: https://amrhub.ru/